Этно-путешествие в село Синевир на Закарпатье.

  Каждый уголок Украины имеет свои особенные культурные, природные и архитектурные достояния, каждый город и село имеет собственные традиции, обряды и фольклор, которые издавна переходят из поколения в поколение, совершенствовались, и главное, не забывались.
Этно-туризм - именно так называется путешествие, когда не только можно полюбоваться природой или активно отдохнуть, но и почувствовать дыхание старины, узнать как жили люди в отдельно выбранной местности, как одевались, какие блюда готовили, какие песни пели, как проводили досуг и праздновали семейные праздники. Однако, в этой статье хочется написать не об общеукраинских традициях, а о живописном селе Синевир Закарпатской области Межгорского района, о его культуре, обрядах и истории.
   Первое письменное упоминание о с. Синевир относится к концу ХVI века, в венгерских документах записано, что в верхнем течении верховинской реки Талаборы (современное название реки Теребля) находится село, окруженное большими лесами, в 1604 году называлось «Zynever» (Зиневер). Село Синевир раскинулось вдоль берегов реки Теребли, окружает его горная местность центральных Лесистых Карпат.

   В жителей села Синевир издавна преобладало скотоводческо-земледельческое хозяйство. Выращивали синевирци ячмень, овес, коноплю, картофель. Древнейшими пахотными орудиями жителей были рала, сохи и деревянный плуг, в который запрягали две-три пары волов. Посевы зерновых вели вручную собирали урожай серпами или косами, молотили цепами а мололи зерно на водяных мельницах. Животноводство в селе Синевир играло первостепенную роль. Разводили коров, овец, коз, свиней, лошадей, домашнюю птицу. Как тягловая сила использовались преимущественно волы, ими же пахали. Значительное место в хозяйственной жизни жителей села занимали домашние промыслы: пчеловодство, охота, рыболовля, лесорубство, лесосплав «Бокор», изготовления кожи, и прочее. Их продукция в основном шла для удовлетворения собственных потребностей крестьян.

   Широкого развития набрало прядение и ткачество, которыми занимались в каждой крестьянской семье. Крестьяне сами изготовляли полотно и сукно для одежды, скатерти и полотенца. Ткали на ткацком станке «кроснах». В Синевире есть много земли, ибо в каждой усадьбе есть небольшой сад.
Древнейшим жильем в синевирцив была деревянная изба с прихожей, кладовой и двускатной крышей что накрывалась «драницами». Для внутренней планировки жилья характерно то, что печь всегда занимала внутренний угол со стороны входной двери. У стола, под стенами ставили лавки, в доме находился сундук, над печью ставили «грядку» (вешалка) для одежды, полотенец и т.д.

   В селе Синевир для пошива одежды использовались полотняные, суконные, кожаные, овчинные материалы домашнего производства. Женская одежда состояла из вышитой рубашки туникообразного покроя (с XIX века - юбка). Поверх рубашки одевали «кыптари», «лайбыкы». Девушки волосы заплетали в косы, молодые женщины укладывали их вокруг головы и одевали платки. Мужской костюм состоял из рубахи с узким стоячим воротничком, что заправлялась в полотняные штаны «гати» или суконные «холошни», нередко рубашки надевали поверх брюк. В холодное время надевали как женщины, так и мужчины суконные шерстяные «сердаки» (верхняя одежда), обували кожаные и резиновые «постолы».

   Основу пищи издавна составлял овсяный и кукурузный хлеб «мылайнык», мучные изделия, а также сине-кочанная капуста, фасоль, картофель, бобы, чеснок, лук. Важные пищевые продукты давало животноводство, садоводство, рыболовство. Крестьяне сушили грибы, лесные ягоды, фрукты, коптили в дыму мясо и сало. Ежедневными и праздничными блюдами синевирцив были и на сегодня является юшка (квашеная капуста, картофель, фасоль), росолянка (квашеная капуста, простокваша, кукурузная мука, галушки, голубцы и особенно токан (каша из кукурузной муки), риплянка (пшеничная мука, картофельное пюре), фрига (жареная брынза с луком) и узвар.

   Среди обрядов большое значение имело заключение брака. Женатый человек пользовался значительно большим авторитетом чем холостой. Обязательным условием вступления в брак было отсутствие родственных связей между молодыми, благословение родителей, церковное венчание, проведение свадьбы.

   В синевирцив была распространена малая моногамная семья, состоящая из одного двух, изредка трех поколений. Главой семьи был мужчина отец. В селе часто встречалась нераздельная (расширенная) семья, состоявшая из нескольких кровнородственных малых семей. Она была отцовской (женатые сыновья и дочери жили вместе с отцом) или братской (после смерти отца женатые братья и сестры некоторое время продолжали жить под одной крышей). Все важнейшие события жизни человека и функционирования Синевирской семьи всегда сопровождается разнообразными праздниками, обрядами и обычаями. Особым богатством ритуалов и обрядов отмечались свадьбы.Опишем фрагмент. «Началом свадьбы был вечер пятницы. Еще с вечера собирались гости, троистые музыки к жениху (молодого) и до раннего утра гости ели, пели, танцевали. В субботу пораньше гости, жених, жениха родители, праздничная музыка толпой шли к невесте (молодой). В невесты совершался особый ритуал - барвинкорубание и плетения веночков из барвинка для невест. Отдельные две группы гостей, которых возглавляют крещеные родители (нанашки) выплетают веночки отдельного для жениха и невесты. Ни в каком случае среди тех, кто занимается этим ритуалом не должна быть вдова. Весь ритуал сопровождается свадебными песнями и коломыйками ... »

   По вероисповеданию жители села Синевир христиане и церковные праздники также сопровождаются богатой традиционно праздничной обрядностью, которая делится на циклы зимние, весенние, летние, осенние праздники. В мировоззрении сохранилось также немало дохристианских обрядов. Вскоре начнутся зимние церковно-обрядовые праздники среди которых коляда.

   Как проходит Святвечер в селе Синевир? В этот день по поверью земля находится в предвкушении большого события - рождение Иисуса Христа. К Святвечеру и взрослые и маленькие готовились заранее. Дети готовили маски, одежду, ангелов, деда, бабу, еврея, нечистой силы (черта), собирались на репетиции колядок, винчувань. Взрослые убирали в домах, дворе, хлевах, покупали продукты и напитки для праздничного стола. Еще утром 6 января до домов должны были пожаловать ребята или мужчины «полазники». По старой традиции в наших верховинских селах «полазниками» не могут быть ни девушки, ни женщины. Около 6-ти часов утра хозяйки открывают двери, чтобы «полазник» смог войти в дом. Ему дарят сладости, орехи и деньги.

   Такой ритуал осуществляется ради того, чтобы весь следующий год хозяев дома сопутствовало везение. К праздничному столу хозяйка готовит 12 постных блюд. Как только взойдет первая вечерняя звезда, семья садится за праздничный стол. Посредине стола, на небольшой охапце сена стоит круглый хлеб «крочун», разукрашенный бобами, фасолью, колосками ржи, ячменя и овса. «Крочун»накануне Святого вечера пекла сама хозяйка («гастыня»). «Крочун»является символом богатства и благополучия в семье. Обязательно на середину стола ставят деревянный подсвечник со свечой. Пол устилали овсяной соломой. В углу, ближайшем от стола, ставят сноп овса или ржи. Хозяин зажигал свечу, и после этого семья молилась и ужинала. После ужина со стола посуду с едой не убирали, потому что верили тому, что души умерших родственников также придут на Свят вечер. Еще когда семья за праздничным столом, в дверь стучат, выдают сигнал рогом и окликают:- "Вы принимаете коляду?" ...

   И так до настоящего времени сохранились эти обряды, и используются на зимние праздники. Жители села Синевир приветливые и доброжелательные люди и всегда рады рассказать о своих обычаях и традициях. Вы можете посетить этот замечательный край, в уютную усадьбу «Бокораш»на берегу реки Теребля, где для Вас проведут интересную и познавательную экскурсию в "Музей леса и сплава", "Синевирское озеро", "Линию Арпада", ознакомят с другими районами, их культурой и бытом. Увидев красивые пейзажи Закарпатья Вы заберете с собой в сердце эту частичку горной жизни.